Стили Росписи


Сергиевская (Загорская) игрушка

Массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Прочное место в сюжетах занимали бытовые темы. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских девчат, вызывала интерес мастеров благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Промысел возник в Сергиевом Посаде, предположительно в 17 веке и достиг расцвета на рубеже 18 – 19 веков. Таким образом, к моменту появления разъемной матрёшки, история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий. Тематика деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, близостью Москвы и соседство с Троице-Сергиевой Лаврой, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов.Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения. 

zagorskaya

sergievskaya

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В качестве сюжетов использовались и литературные произведения русских классиков – "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок" П.П. Ершова и многие другие... Из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого мастера, поэтому были общедоступны и любимы покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок, и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Загорский (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился в результате новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

Семеновская матрешка

semenivskaya

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А город Семенов был известен своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки. В 1922 году мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке нераскрашенную матрёшку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Она расположила в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиевской матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-Семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Основой композицией в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.

В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиевской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». В 1953 году Семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с Загорской, выгодно отличаясь от нее сочным колоритом.

polhovskaya

Полховская игрушка

Полховская матрешка заметно отличается формой от Сергиевских и семеновских. Её характеризует многообразие, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Рисунок матрёшек очень лаконичен: лицо более овальное с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Главный элемент Полховских матрёшек – многолепестковый цветок розы, георгинов, колокольчиков, шиповника, возле него располагаю несколько полураскрытых бутонов. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново–красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная роспись – при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.

Вятская игрушка

vatskayaМатрешки родом из Вятки, отличаются наиболее сложной технологией изготовления. Вятскую матрёшку отличает от остальных прежде всего прорисовка глаз, пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века формируют большие полные доброты глаза. Важной отличительной чертой является плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой (наклеивание или врезание соломы в рисунок).

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Ищете матрёшку в инетрнете? Предлагаем Вам заказать матрёшку - сувенир у нас! Мы знаем толк в матрёшках.

Купить Заготовки Матрешек   Заказать Свою Матрешку   Записаться на Мастер-Класс

Заполните форму заявки , напишите (info@matryoshkamc.ru) или просто позвоните нам +7(812)985-53-75 / +7(967)532-46-05 (WhatsApp/Viber/Telegram) и мы оформим Ваш заказ в кротчайшие сроки.